НЕпросто PR, блог

Что такое метавселенная?

Виртуальная реальность, Web 3#nbsp;— через несколько лет все эти термины соединятся в#nbsp;едином пространстве, метавселенной. В#nbsp;чем ее#nbsp;суть и#nbsp;действительно#nbsp;ли это#nbsp;— проект будущего?

Юрий Нестеренко, независимый PR-эксперт в#nbsp;digital и#nbsp;IT, объясняет, как новое пространство поможет пользователям, как туда попасть и#nbsp;заработать и#nbsp;почему компании стремятся быстрее создать метавселенную.
#nbsp;

Суть метавселенной — проекта будущего

По «Википедии», метавселенная#nbsp;— постоянно действующее виртуальное пространство, в#nbsp;котором люди могут взаимодействовать друг с#nbsp;другом и#nbsp;с#nbsp;цифровыми объектами через свои аватары с#nbsp;помощью технологий#nbsp;VR.

Метавселенные#nbsp;— проект не#nbsp;будущего, а#nbsp;уже настоящего, того настоящего которые наступило еще вчера. Но#nbsp;заговорили о#nbsp;них уже давно.

В#nbsp;октябре 2021 года на#nbsp;одной из#nbsp;конференций Марк Цукерберг сказал, что его компания является не#nbsp;только социальной сетью; она нечто большее. Тогда#nbsp;же она поменяла название и#nbsp;ушла в#nbsp;новое измерение.

Это заявление стало толчком к#nbsp;продвижению не#nbsp;только метавселенной как нового проекта Цукерберга, но#nbsp;и#nbsp;сдвинула всю цифровую индустрию в#nbsp;сторону развития «метавселенных».
#nbsp;

Что такое метавселенная и зачем она нужна?

Выход научно-фантастического романа «Лавина» американского писателя Нила Стивенсона считают первым упоминанием о#nbsp;метавселенных. Писатель назвал ее#nbsp;новой стадией интернета, где каждый человек может взаимодействовать с#nbsp;уникальным, бескрайним миром.

В#nbsp;описанном виртуальном мире люди живут, работают и#nbsp;отдыхают в#nbsp;новой реальности с#nbsp;помощью аватаров. Эта книга вдохновила Цукерберга на#nbsp;активные действия по#nbsp;созданию метавселенной. Но «Лавина»#nbsp;— не#nbsp;единственный прототип, за#nbsp;последние годы виртуальные миры все чаще упоминаются в#nbsp;книгах, фильмах и#nbsp;компьютерных играх.

Из#nbsp;самых известных можно отметить фильмы «Первому игроку приготовиться», «Аватар», «Бегущий по#nbsp;лезвию»#nbsp;— все они объединены одной мыслью, что виртуальное пространство, в#nbsp;котором люди могут взаимодействовать друг с#nbsp;другом и#nbsp;с#nbsp;цифровыми объектами через свои аватары с#nbsp;помощью технологий виртуальной реальности.
#nbsp;

Что же такое метавселенная?

Метавселенная#nbsp;— это цифровое (интернет) пространство для#nbsp;взаимодействия при помощи дополненной и#nbsp;VR. Главным инструментом для#nbsp;этого будут аватары#nbsp;— виртуальные модели человека, позволяющие совершать действия или вести деятельность в#nbsp;метавселенных. Еще метавселенные могут называть Web 3.0.
#nbsp;

Зачем нужна метавселенная?

Весь смысл метавселенных#nbsp;— это свобода.

Когда пришла эпоха пандемии Covid-19, мир столкнулся с#nbsp;ограничениями, основные из#nbsp;которых были связаны с#nbsp;невозможностью свободного перемещения не#nbsp;только между городами и#nbsp;странами: многие люди были лишены возможности посещений своих рабочих мест, кафе, ресторанов, образовательных и#nbsp;спортивных учреждений.

Виртуальный мир снимает запрет на#nbsp;любые ограничения. По#nbsp;замыслу в#nbsp;них возможно все#nbsp;— теперь границ не#nbsp;существует. Что#nbsp;бы не#nbsp;пришло вам в#nbsp;голову, вы#nbsp;можете реализовать это в#nbsp;метавселенных. Все, что касается работы, развлечений и#nbsp;услуг можно реализовать с#nbsp;помощью них.
Только представьте, что офисы больше не#nbsp;нужны. Можно работать в#nbsp;совершенно любом пространстве#nbsp;— это может быть пляж в#nbsp;Карибском бассейне, open space в#nbsp;хвойном лесу, крыша небоскреба или другая планета.
#nbsp;

Чем метавселенная отличается от интернета?

Метавселенные имеют ряд отличий от#nbsp;современных компьютерных игр, хотя некоторые из#nbsp;них можно назвать прототипами, например многопользовательска онлайн-игра «Оазис».

Но#nbsp;все#nbsp;же при внимательном рассмотрении отличий много. Остановимся на#nbsp;основных:
  1. Непрерывный и#nbsp;бесконечный мир. Метавселенная не#nbsp;заканчивается и#nbsp;не#nbsp;останавливается.
  2. Она существует в#nbsp;настоящем времени и#nbsp;не#nbsp;зависит от#nbsp;того, что происходит в#nbsp;реальном мире. При этом создатели могут запускать различные события в#nbsp;цифровой вселенной.
  3. В#nbsp;метавселенной не#nbsp;будет тесно, места хватит всем. В#nbsp;любой момент каждый может подключиться к#nbsp;виртуальному пространству и#nbsp;принимать участие в#nbsp;ее#nbsp;жизни на#nbsp;равных условиях с#nbsp;другими пользователями.
  4. Здесь должна появится своя экономическая модель. Бизнес и#nbsp;люди смогут зарабатывать, получать цифровые деньги за#nbsp;выполнение задач, предоставление услуг и#nbsp;продажу товаров.
  5. Метавселенная соединит виртуальный и физический миры, социальные сети, платформы, порталы, общедоступные и#nbsp;закрытые сети. Это «единое виртуальное пространство»
  6. Нужна максимально возможная совместимость всего#nbsp;— товаров, услуг, денег, медиа, используемых в#nbsp;разных виртуальных мирах. Пользователь должен иметь возможность пользоваться любыми предметами в#nbsp;разных игровых пространствах. Например, купить машину в Tenchat и#nbsp;использовать ее#nbsp;в#nbsp;GTA.
  7. Чем быстрее метавселенные будут наполняться «опытным контентом» пользователей и#nbsp;компаний, тем быстрее они станут совершенным миром.
#nbsp;

Как попасть в метавселенную и в чем проблема?

Сейчас полное погружение в#nbsp;метавселенную происходит при помощи специальных приспособлений. Это и#nbsp;обычные компьютеры, и#nbsp;устройства виртуальной и#nbsp;дополненной реальности.

Звучит как фантастика? Однако уже существуют прототипы ограниченных метавселенных: например, на#nbsp;платформах VRChat и#nbsp;Decentraland или в#nbsp;видеоиграх (Second Life). Но#nbsp;все#nbsp;ли так гладко?

Метавселенные уже среди нас, однако в#nbsp;очень сильно ограниченном пространстве.

Мы#nbsp;можем приобрести аппаратуру и#nbsp;оборудование#nbsp;VR или AR, погрузиться в#nbsp;виртуальный мир лишь на#nbsp;некоторое время. Модель метавселенной подразумевает практически полное погружение из#nbsp;внешнего мира, где каждый человек, используя свой аватар, будет встречаться с#nbsp;друзьями и#nbsp;ходить за#nbsp;покупками.
Наша главная цель во#nbsp;всех этих инициативах#nbsp;— помочь воплотить в#nbsp;жизнь метавселенную". (Марк Цукерберг)
Первые эксперименты в#nbsp;MMORPG#nbsp;— Second Life и#nbsp;World of#nbsp;Warcraft#nbsp;— представили концепцию геймифицированных социальных платформ, где цифровые предметы#nbsp;— мечи, дома и#nbsp;другие вещи#nbsp;— имели настоящую ценность. Нельзя упускать из#nbsp;виду и#nbsp;соцсеть Цукерберга, которая заявила, что планирует воссоздать настоящую метавселенную.

Настоящая метавселенная#nbsp;— пока что наши мечты, но#nbsp;уже сегодня можно общаться со#nbsp;своими друзьями, завести тусовку в#nbsp;Twitter Spaces и#nbsp;даже сыграть свадьбу.

В#nbsp;России одним из#nbsp;примеров подобных событий была креативная неделя 2022 (Russian Creative Week 2022), где одна из#nbsp;секций проходила одновременно в#nbsp;живом и#nbsp;виртуальном мирах.
#nbsp;

Как заработать в новой реальности?

Давайте узнаем, какая валюта или все#nbsp;же криптовалюта будет в#nbsp;новом мире.

Тут надо вспомнить про NFT и#nbsp;криптовалюты, которые работают по#nbsp;методу блокчейна. NFT#nbsp;— расшифровывается как Non-fungible token, невзаимозаменяемый токен.

Если по-простому#nbsp;— это зашифрованные данные, хранящие ценность владельца. С#nbsp;помощью токена можно доказать, что именно этот предмет находится в#nbsp;вашем распоряжении, что как раз важно для#nbsp;метавселенных, ведь нужно не#nbsp;только сделать вселенную, но#nbsp;и#nbsp;обезопасить ее.

Как многие считают, в#nbsp;новой реальности будет действовать единая криптовалюта#nbsp;— какая именно, еще вопрос.

Отсюда вытекает еще один термин#nbsp;— метаэкономика, которая будет включать все новые технологии блокчейна и#nbsp;NFT.
#nbsp;

Почему все компании стремятся создать метавселенную?

Многие IT-гиганты пытаются создать метавселенную. Главные причины, по#nbsp;которым идет работа над таким гигантским проектом:

Виртуальное пространство

Скорее всего, самый важный пункт, ведь на#nbsp;его основе и#nbsp;цели создается новый мир. Не#nbsp;просто так крупнейшие мировые компании открывают офисы и#nbsp;набирают сотрудников в#nbsp;метавселенных.

Например, российская IT-компания Napoleon открыла более 20 вакансий в#nbsp;офис в#nbsp;Minecraft. В#nbsp;офис в#nbsp;виртуальном мире требовались:

А#nbsp;правительство Каталонии разрабатывает свою собственную метавселенную Cataverse, об#nbsp;этом сообщил министр по#nbsp;инновациям Даниэль Макро на#nbsp;Европейской блокчейн конвенции 2022.

Коммуникация

Общение#nbsp;— самое дорогое, что есть у#nbsp;человека. Метавселенная даст больше общения: и#nbsp;не#nbsp;только друзей, но#nbsp;и#nbsp;компаний внутри вселенной. Вместо видеоконференций Zoom уже сейчас используются технологии, приближенные к#nbsp;метавселенной, где обсуждают многие задачи. Цукерберг и#nbsp;его компания уже проводят встречи в#nbsp;VR.

В#nbsp;дальнейшем все будут в#nbsp;метавселенной. С#nbsp;помощью аватаров мы#nbsp;будем коммуницировать с#nbsp;коллегами, создавать собственную приятную виртуальную атмосферу для#nbsp;успешной работы. Сейчас видеоконференции имеют один, но#nbsp;критичный недостаток#nbsp;— нет визуализации.

Новый мир — новые правила

Метавселенная способна воссоздать совершенно новый мир, где каждый решит, кем, где и#nbsp;когда он#nbsp;хочет быть.

23#nbsp;июня 2022 в#nbsp;метавселенной Decentaland состоялась свадьба основателя Maff Ecosystem Алексея Помыканова и#nbsp;основательницы онлайн-системы «Адвокаты здоровья» Ангелины Свиридовой. Присоединиться к#nbsp;церемонии мог любой желающий, обладающий компьютером и#nbsp;хорошим настроением.

По#nbsp;итогу количество участников перевалило за#nbsp;500 человек, и#nbsp;все прошло без затрат на#nbsp;обычные свадебные хлопоты#nbsp;— рестораны, лимузины и#nbsp;цветы.

«Сейчас общество, социальные сети, технологии переходят от#nbsp;экономики услуг к#nbsp;экономике впечатлений. Это последняя миля, которая соединяет пользователя и#nbsp;продукт, она как раз и#nbsp;вызывает тот успех, то#nbsp;направление инновации. Чтобы понимать, как это работает, очень хорошо подходят игры.

На#nbsp;примере игр очень легко понять, где будущее метавселенной. Раньше игры были двухмерного формата, потом появились 3D, и#nbsp;сейчас мы#nbsp;видим активное развитие VR-индустрии в#nbsp;метавселенных. За#nbsp;gamedev идут остальные индустрии, начиная от#nbsp;строительства и#nbsp;заканчивая автопромом.
На этом уже можно заработать в новой реальности.
Представьте себе сайт по#nbsp;продаже недвижимости. Вам даже не#nbsp;нужно посещать офис продаж и#nbsp;смотреть объект: все от#nbsp;двора подъезда и#nbsp;заканчивая каждой комнатой с#nbsp;отделкой можно можно посмотреть и#nbsp;потрогать с#nbsp;помощью метавселенных.

Это оказывает влияние на#nbsp;многие профессии#nbsp;— от#nbsp;риелторов, которым придется в#nbsp;корне изменить свою бизнес модель, до#nbsp;технологических компаний.
#nbsp;

Создание единой метавселенной

Совсем скоро, практически в#nbsp;ближайшем будущем, мы#nbsp;увидим совершенно разный мир, но#nbsp;будет#nbsp;ли он#nbsp;един?

Многие уверяют, что метавселенная будет одна; в#nbsp;ней расположатся все компании, и#nbsp;люди перейдут в#nbsp;новый и#nbsp;единственный виртуальный мир.

Однако это не#nbsp;совсем так. Более правильное предположение о#nbsp;«Единстве» вселенных#nbsp;— то, что таких метавселенных будет множество.

И#nbsp;тут возникает встречный вопрос: как коммуницировать с#nbsp;остальными вселенными? Кто-то говорит, что это будет что-то вроде «порталов» между мирами, а#nbsp;кто-то заявляет, что придется менять оборудование, чтобы посетить другой мир.
#nbsp;

Причины, по которым создание единой метавселенной под вопросом

Важным аспектом здесь будут технологии. Сейчас только разрабатывается прототип полноценной метавселенной, но#nbsp;он#nbsp;ограничен в#nbsp;некоторых пунктах.

  • В#nbsp;оборудовании, с#nbsp;помощью которого можно будет попасть в#nbsp;этот мир. Метавселенной потребуется бесчисленное множество новых технологий, протоколов, компаний, инноваций и#nbsp;открытий.
  • Компаниям нужно будет договориться между собой ради создания единого и#nbsp;безопасного мира, чтобы не#nbsp;чувствовать угрозы. Следует определиться, как будет работать метаэкономика и#nbsp;как защитить цифровые ценности от#nbsp;злоумышленников.
#nbsp;

Итоги

Мы#nbsp;больше не#nbsp;увидим наш прежний мир. А#nbsp;технологии будут развиты до#nbsp;такой степени, что нам не#nbsp;нужно будет ехать в#nbsp;другой город, чтобы навестить своих родных#nbsp;— достаточно будет зайти в#nbsp;метавселеную и#nbsp;переместиться в#nbsp;необходимую часть. Огромный потенциал виртуальный мир откроет людям с#nbsp;инвалидностью, физические ограничения уйдут на#nbsp;второй план.

Нам остается только гадать, как будет выглядеть новая реальность:
  • будут#nbsp;ли там правоохранительные органы или искусственный интеллект, который будет ловить преступников;
  • как будем расплачиваться за#nbsp;товары: материальными ресурсами или криптовалютой, сказав свой токен;
  • а#nbsp;может, будет нечто такое, что мы#nbsp;даже представить не#nbsp;можем.

Сегодня метавселенная переходит из#nbsp;далекого будущего в#nbsp;настоящее. Фантастика станет реальностью, а#nbsp;самые смелые фантазии обретут жизнь. Мир уже никогда не#nbsp;будет прежним. Мы#nbsp;входим в#nbsp;новую эпоху цифровой реальности, где возможно все.
* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ.
2022-09-22 11:39